В чем тайна популярности канцлера Меркель?
Ангела Меркель скупа на эмоции. Харизматичным оратором ее не назовешь.
Ангела Меркель скупа на эмоции. Харизматичным оратором ее не назовешь. Но немцы чувствуют себя комфортно под крылышком у «матушки Меркель» и перемен не хотят. В чем секрет ее популярности?
О личной жизни канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) известно мало. Но ее скупые признания и то, что удается обнаружить журналистам, поражают своей обыденностью. Госпожа канцлер с супругом до сих пор живут в частной квартире в Берлине, купленной еще до того, как Меркель стала канцлером. Глава немецкого правительства до сих пор, когда позволяет время, сама закупает продукты и сама готовит.
Ангела Меркель носит брючные костюмы самых разных цветов, но стандартного покроя. Она достаточно безразлична к деньгам, абсолютно неподкупна и презирает коррупционеров. Биограф Меркель Жаклин Бойзен (Jacqueline Boysen) в интервью DW подчеркивает: «Люди верят ее словам о том, что она не цепляется за власть ради власти». Ей верят, когда она безо всякого пафоса говорит, что хочет служить стране.
Меркель как «типичная немка»?
На выборах в бундестаг 22 сентября 2013 года избиратели отдали партийному блоку ХДС/ХСС и его кандидату Ангеле Меркель почти на восемь процентов больше голосов, чем на предыдущих. Личный рейтинг Меркель — еще выше. Последний опрос перед выборами показал: 52 процента избирателей, независимо от того, какой партии отдают предпочтение, на посту канцлера хотели снова видеть Ангелу Меркель. Не потому ли, что видят в Меркель «типичную немку»?
«Такой ее видят многие за рубежом, — подтверждает Жаклин Бойзен, — потому что Меркель олицетворяет собой такие немецкие добродетели, как пунктуальность и прагматизм». Ну, а немцы воспринимают Ангелу Меркель как скалу в бурном море. Во времена бесконечных кризисов они ждут от канцлера прежде всего последовательности, целеустремленности и спокойствия. «Именно такой они и видят Ангелу Меркель», подчеркнул в интервью DW официальный представитель Института изучения рынка Томас Киршмайер (Thomas Kirschmeier). Этот институт провел перед выборами исследование на тему, чего хотят немцы.
Прагматизм без идеологии
Меркель часто упрекают в том, что она очень основательна в принятии решений. Один из ведущих социал-демократов Томас Опперман (Thomas Oppermann) ставит ей в вину то, что в истории со скандалом о прослушках со стороны Агентства национальной безопасности (АНБ) США она сначала отправила в Соединенные Штаты министра внутренних дел ФРГ, и лишь спустя недели сама высказалась на эту тему. И вообще, если верить критикам, Ангела Меркель любит откладывать реформы в долгий ящик.
Жаклин Бойзен, напротив, считает эту основательность Меркель достоинством. «Она не связана никакими идеологиями или традициями, которые диктует ей программа партии», — указывает биограф Ангелы Меркель. Именно это и позволило канцлеру коренным образом обновить свою партию и провести важнейшие реформы. Достаточно назвать отказ Германии от атомной энергии или переход от призывной армии к профессиональной.
Как за каменной стеной
«В Ангеле Меркель есть что-то материнское. Она, так или иначе, прикрывает всю страну», — считает Томас Киршмайер. Ему вторит политолог Геро Нойгебауэр (Gero Neugebauer): «Немцы относятся к Меркель, как ребенок к своей матери-одиночке. Она и пожурит иногда, и нахмурится, но на нее можно положиться, она всегда за тебя постоит». Ну, а критики трактуют прозвище «матушка» как «клуша».
Политики, которым довелось поработать с Ангелой Меркель, такими эпитетами не обольщаются. Бывший председатель Христианско-социального союза Эдмунд Штойбер (Edmund Stiober) характеризует канцлера ФРГ так: «Меркель никогда не ударит кулаком по столу и не поддастся эмоциям. Она умеет использовать свою власть, это бесспорно. Но она всегда приветлива и ровна на личном уровне и одновременно жестко отстаивает свои позиции».