Традиционные и современные технологии реставрации и сбережения декора
Реконструкция — наука, соединяющая историю, концепцию и практику разработки и строительства. Это тщательное изучение архивов и реликвий, исследование аналогов, четкая фиксация сохранившихся оригинальных частей и установление решений по их сохранению.
Реконструкция — общественный процесс, соединяющий труд архитекторов, искусствоведов, конструкторов, технологов, живописцев, архитекторов, лепщиков, плотников, столяров, резчиков, металлургов и других экспертов, итог работы которых позволяет не потерять ни одну из страничек нашей истории. Искусство реставратора сохранять, а не дописывать книжку истории России. Любой монумент архитектуры необходимо оценивать и дорожить как справочный продукт.
Необходимо рассматривать, что любое вмешательство в ткань монумента всегда сопровождается его потерями, из-за этого нужно повысить интервалы между исправительными событиями. Каждая ошибка может принести неисправимый урон цивилизованному достоянию.
В современной серьезной городской среде необходимо особенное внимание уделять обороне систем и плоскостей, чтобы оставить на продолжительное время эксклюзивные постройки, дошедшие до нас далеко не всегда в неплохом пребывании.
Сбережение строй систем, отделки, декора в рамках ухода за монументами вне зависимости от вида работ — профилактика или реконструкция — считается трудной целью. Верность принятого решения находится в зависимости от определения причин, ведущих к потерям. Это и неприятности, вызванные переувлажнением, следовательно — размораживанием, биопоражениями, эрозией, это и спортивная среда, и персональные характеристики монумента, и неаккуратное отношение клиента. Чтобы продлить срок эксплуатации, источник нуждается в обороне.
Кратко дотронемся автономной темы реставрации компонентов фасадов и интерьеров на нескольких образцах.
Муниципальная вилла нач. XIX столетия, Люсиновская ул, д. 8 /прежняя Небольшая Серпуховская/ появилась на прежних лугах Коломенской ямской слободы в 1817 году, когда после пожара 1812 года стали привыкать территории за Серпуховской заставой. Фасады и интерьеры Основного дома богато украшены лепными стандартными элементами в образе ампир.
В 1978 году дом сгорел. До пожара были сделаны всеохватывающие изучения, обмеры всех компонентов, паркетов, дверных заполнений. Данный источник стал поводом для Неоконченного проекта реставрации. В 1982 году для расширения Люсиновской улицы все постройки имения — основной дом, здание, ворота с калитками — были передвинуты от алой линии улицы на 42 метра вглубь квартала. Здания имения отреставрированы на средства Совета по цивилизованному наследству Москвы и адаптированы для расположения Администрирования сбережения и применения субъектов исторического наследия (Центра исторических исследовательских работ).
В ходе проведения реставрационных работ были использованы обычные технологии. Для восстановления лепного декора сохранившиеся куски были слеплены, зафиксированы на клямеры, обработаны горячей олифой, потерянные куски докомпанованы гипсом. Для воспроизведения потерянных частей были сняты формы с сохранившихся, сделаны гипсовые отливки с дорезкой маленьких компонентов вручную, обработаны горячей олифой и приморожены на гипс.
Поставщик рекомендовал выполнить штукатурные работы по фасадам из известково-гипсового состава, который по традиции применяется в роли грунтовки, однако в интерьерах, из-за этого деятельным наблюдением было запрещено его применение для передних работ. Но, назло запрету, работы были сделаны и почти сразу на штукатурной плоскости возникли трещинки.
Необходимо подразумевать, что до того при изготовлении строительно-монтажных работ загодя готовились ямы с известью и процесс гашения продлился около 5 лет. Отныне мы принимаем готовый продукт оперативного гашения, из-за этого процессы в нем продолжаются, в особенности при внешнем использовании с перепадами сырости. Гипс, не предохраненный от действия осадков, при кислотных дождиках разлагается. По сей день клиент сражается с результатами неправильного решения. При избрании рецептов нужно следовать советами технолога.
Монумент архитектуры «Дом виноторгового товарищества Депре», ул. Петровка, д. 14, размещен в знаменательном центре Города Москва и занимает владение между улицами Неглинная и Петровка. Сооружение сконструировано в 1895 — 1898 гг. по плану конструктора Р.И. Клейна.
Красновато-коричневое четырехэтажное сооружение с раскрученным резным рисунком из естественного камня и трудной объемно-планировочной текстурой отвечало собственному активному предназначению: дорогостоящие супермаркеты (музыкальный, охотницкий, французских вин) находились в первых этажах, высшие этажи занимали роскошные квартиры. Специальным изяществом и роскошью различалась обработка интерьеров представительских апартаментов обладателей дома. За время работы существенно пострадали интерьеры.
На фасадах утрачена венчающая часть дома: тревога о нем выражалась в окрашивании фасадов, что привело к потере декора и утонченного колористического решения. На основании натурных и архивных исследовательских работ деятельным коллективом Мастерской номер 13 был спроектирован Проект реставрации. В ходе натурных работ по реставрации и перестройки дома под больницу Центрального банка РФ было необходимо решать трудные вопросы по восстановлению потерянного декора.
Особенные действия были нацелены на выведение из запасного состояния торжественных лестниц со световыми фонарями. Лестницы сделаны в качестве спиралей с роскошным узорчатым железным огораживанием. Передачи лестниц сделаны из песчаника — консольные с заделкой в стенки на 25 сантиметров, без косоуров, в процессе работы были не только лишь значительно изношены, но также и потеряли тянущую дееспособность.
Пожалуй, вероятно было повторить фигуру лестниц в новом источнике, однако реставраторами были приложены все силы на сбережение оригинальных систем. Были подведены узкие железные косоуры, предельно сбитые от наружного края передач, чтобы визуально не тяжелить чертеж; спроектирована особая железная сетка, встретившая на себя нагрузку. Разумеется, под маршем появились кессоны с профилем, однако удалось оставить все оригинальные детали.
Рисунок фасадов сделан из песчаника. Кварцит имеет частички глины, которые в итоге попадания жидкости совместно с парами переезжают снаружи к плоскости. В ходе расчистки резных фигурных компонентов, потерявших пластику под низким слоем красильных оболочек, раскрылась узкая проработка любого элемента и обнаружилось цветное искривление и изменение возможности своей обороны камня из-за создавшейся керамической мембраны на плоскости резьбы.
Для консервации, обороны и восстановления потерянных отрывков использовались элементы компании «БИРСС». Это высохшие примеси, в пастообразной массе которые позволяют докомпановывать компоненты и делать пленочное покрытие с повышенной паропроницаемостью.
Подобным методом были обработаны все резные неподвижные компоненты, внешняя красновато-коричневая укладка с колеровкой состава, что сделало возможным вернуть деятельное решение Р.И. Клейна и на долгое время отстоять все детали декора. Итоги работ, сделанных 15 лет тому назад, в 1998 году, можно заметить на монументе. Есть небольшая указание — при крайне небольшой проработке компонентов применение осложняется утратой пластики, т.к. пастообразная масса формирует узкую пленку.
Монумент архитектуры «Усадьба Игумнова» (Полпредство Франции), Казенные постройки. Трехэтажные здания с красновато-коричневой лицевой кладкой фасадов, разделкой швов, белокаменным цоколем, с элементами из скульптурного резаного кирпича, композитными скульптурными отливками компонентов, изображающими белый камень, кафельными поясами.
Положение лицевой плоскости кирпича, светлого камня и резных компонентов было очень трудное — засорение, разделение, выветривание, потеря фигур автономных частей. Для восстановления лицевой плоскости кладки в некоторых случаях вероятно выполнить смену деструктированного кирпича, перевернуть плоскость кладки, что и было выполнено в области размороженного отдела кладки над цоколем.
Исключение автономных кирпичей или больших отрывков по всем фасадам в этом случае привело бы к потере оригинальных элементов, из-за этого после расчистки особыми составами было сделано улучшение всеобъемлющим веществом кирпича, докомпановка утрат составом с выбором оттенка, при этом было выбрано 4 пигмента для сбережения разнородности начального тона красновато-коричневой кладки. Необходимо выделить, что это крайне тщательный процесс, т.к. любой потерянный кусок возрождался в пределах между автономного кирпича — тычка, вилка или лекального профилированного элемента. То же самое было сделано со швами: любой укреплен и расшит.
В этом случае было использовано системное решение компании «Remmers»: основательно всеобъемлющая защита, которая обеспечивает ориентировочное уплотнение, быстросхватывающиеся системы смесей, уплотняющие замазки, закрепляющие воду.
Такая же технология, имеющая детали для естественного камня, использовалась для восстановления белокаменного цоколя. Используя этот способ, удалось избежать перелицовки красновато-коричневой кладки, закрепить плоскость кирпича, вернуть чертеж начального декора из тесанного и лекального кирпича способом домазки, отстоять плоскость и оставить начальное колористическое решение.
Кафельный фриз сделан из тонкой (без румпы) глазурной многоцветной выпуклой плитки со снимками драконов, букетов и розеток. После снятия формы, производства модификации, выбора глины приходит самый трудный момент — расчет на изменение размеров изделия и тона при обжиге. Небольшое изменение температуры тянет за собой искривление тона и «усадку» керамической массы. Способом долгого выбора удалось достичь попадания в начальное колористическое решение.
Киоск «Миловида» — наиболее распространенная постройка из «малой архитектуры» Царицынского парка, сконструирован между 1803 и 1811 годами. Киоск имеет трехчастное возведение размера, в его композиции применен мотив палладианской арки с повышенной главной частью и пониженными побочными, которые воспринимаются как пилоны и оформлены не менее строго.
Киоск в плане близок к квадрату с 4-мя круговыми помещениями, соединенными пересекающимися галереями. Это единственная из парковых зданий с законченной отделкой фасадов и интерьеров к моменту завершения строительства, но также и утрат претерпела более всего как раз она. К началу исследований в 2005 году была утрачена вся основная часть, рисунок, выжили 4 в отдельности стоящие размера. Киоск был почти истреблен при работах 2000 года (нельзя представить это действо ремонтом).
В полезной части были предложены меры по ужесточению сохранившихся старых оригинальных частей. Для подготовки проекта реставрации понадобилось основательное исследование архивных элементов и аналогов зданий всего этого времени. Построенную кладку из кирпича стенок главной части разложили с дальнейшим воспроизведением сделанных из дерева. Разобраны металлоконструкции ферм, фальшивого свода и колонн и изменены на сделанные из дерева, напоенные огнезащитным составом.
По плану инженера-реставратора М.В. Куранова воссозданы сделанные из дерева системы, подобные прошлым, из древесной породы, сделанной по современной технологии. Системы были сделаны в промышленных условиях в качестве клееных и гнутоклееных частей, владеющих большим признаком стабильности и надежности. «Миловида» различалась собственным искусственным нарядом и присутствием красочного плафона на трубчатом своде. Поводом для производства рабочей документации открылись фотоматериалы 1959 — 1961 годов.
После большой экспериментальной работы были спроектированы картоны со снимком персон и постных узоров. Работы по воспроизведению живописи выполнялись компанией абитуриентов Столичного Федерального образно — индустриального института им. С.Г. Строганова. Планом реставрации также предложили воспроизведение фигурного экстерьера фасадов. На рисунке, датированном 1849 годом, изображены женские фигуры на аттиках побочных ризалитов и главной части фасада, сфинксы на тумбах ограждения крыльца.
Содержание статуй установлено во всех описаниях имения. Такие детали были свойственны для зданий всего этого времени, придавая им несерьезность и солидность и основательность синхронно. Фигуры, размещенные на побочных частях дома, показаны в качестве находящихся девушек. У левой фигуры в руках знак — жезл Венеры. Стало быть, это и есть «Венера». Рекомендуем сайт http://srodopuski.com/restavraciya-v-sankt-peterburge.html если Вас интересует реконструкция в Санкт-Петербурге.
У левой — в руке чашка, она обрела относительное наименование «Вакханка». А с главной стоящей женской фигурой появилось очень много вопросов. Из-за малого масштаба картинки нельзя установить атрибутику аллегоричной фигуры. Киоск установлен в главной части Ненастоящей аллейки пейзажного парка, на утренней дорожке… Да это Аврора! Она представлялась персонификацией раннего рассвета.
При ее приближении чувствовался свежий вихрь, ранняя звезда до сих пор придерживалась в небе, и красные лучи высылали на запад собственные золотые стрелы. Время от времени она представлялась плывущей по воздуху и разливающей раннюю росу из сосуда вверх на землю. Означает, в руке у нее жбан с росой! Представлялось необычным, что рядом с богинями разместилась Менада… Ищем далее. «…Ее, Авроры, повинностью быть утренней звездой. Она фаворитка Афродиты и Геры».
Так означает левая фигура — Гера. При подготовке концепции воспроизведения монумента, имея архивные фото, на которых видимы стоящие у фасада статуи (очевидно доставленные из парка) — несколько домашние, доверчивые, немного несложно сделанные — предполагалось не делать копию многих совершенных небезызвестных фигурных фотографий и не стараться повторить видные на фотографии картинки. Это должны быть фигуры на данную тематику, которые не выпадают из времени и масштаба имеющегося фасада и рисунка 1849 года.
Предназначенная документация давала размеры персон, их тектонику, однако бросала простор для проявления мастерства архитектора. Фигура сделана из композитного состава — отливки по модификациям, армированы сплавом. Аврора состоит из нескольких горизонтальных поясов, одетых на стержень, в котором укрыта молниезащита. Расцветка дома сделана в соответствии с начальным оттенком сегодняшними дисперсными красками.