Маршрутка будущего: Оплата карточкой и табло на остановках
Разговоры о том, как должен выглядеть общественный транспорт Запорожья с учетом безопасности и удобства пользования, постепенно приобретают все более конкретные очертания.
Кое-что уже успели внедрить, что-то на подходе, а до воплощения некоторых идей — еще как до других галактик. Но мечтать-то не вредно, потому представим, как будет выглядеть общественный транспорт исходя из сегодняшних обещаний местной власти.
Обещание №1 Как проехать в библиотеку? Это специальные мониторы, которые должны установить на каждой остановке общественного транспорта. Здесь будет отображаться расписание каждого проходящего маршрута и время ожидания до прибытия ближайшего автобуса.
Всю эту информацию и еще массу другой можно будет увидеть, зайдя на сайт bustrack.com.ua. Это портал, где в режиме реального времени можно следить за передвижением маршрутки и ее скоростью. Сайт уже проработал в тестовом режиме месяц и показал себя довольно неплохо – он прост в обращении, так что найти интересующую информацию может даже самый непродвинутый юзер.
Однако работа над порталом еще не закончена – здесь отображены только 200 из тысячи городских маршруток, потому что только в них пока что есть система GPS. Тем не менее чиновники обещают не останавливаться на достигнутом. В ближайшем будущем заработает приложение для Android.
Мобильная версия будет работать быстрее, она еще укажет, и как можно добраться от места, где в данный момент находится человек, до ближайшей остановки, и на какой транспорт сесть, чтобы приехать туда, куда нужно. То есть сайт будет полезен и горожанам, и приезжим.
Обещание №2 GPS и всевидящее око Сейчас система GPS установлена только в пятой части маршрутных такси города. Изначально городские власти называли дату «1 июля» — это был крайний срок, к которому местные АТП должны были успеть установить GPS на все свои автобусы. Правда, потом сроки сдвинули до 1 января следующего года. Кстати, постепенно такие приборы появятся еще и в электротранспорте.
Видеорегистраторы также должны стать частью тотального контроля над маршрутками и их водителями. Такие приборы уже есть во всех маршрутках Запорожья. Однако, как показала практика, наличие оных еще не означает, что в случае ДТП или конфликта можно будет просмотреть запись и в точности восстановить все детали происшествия. И в случае аварии на «Черной горе», когда погиб молодой человек, и в случае ДТП на дамбе, унесшем жизнь женщины, согласно документам в маршрутках были регистраторы. Но найти их инспекторы ГАИ не смогли.
Зато в таких спорных моментах могут очень помочь камеры видеонаблюдения, установленные в районе остановок и проблемных участков дорог. В случае аварии они уж точно не пропадут с места происшествия и в ГАИ смогут просмотреть запись. Кстати, на эти цели, а еще на покупку для инспекторов новых раций город выделили 1,5 миллиона гривен. Сейчас проходит долгая процедура госзакупок.
Обещание №3 Вместо налички — карточка Сколько зарабатывают маршрутчики, наверняка не знают даже владельцы АТП — никто ведь не уследит, какую сумму водитель кладет себе в карман в конце смены. Этот момент наряду с отсутствием графика движения маршруток подстегивает борьбу за пассажиров, гонки среди водителей.
Потому в будущем чиновники вместе с городскими АТП обещают заняться расписанием для каждого маршрута, а еще — установить безналичный расчет за проезд. По идее это должно выглядеть так: горожане приобретают специальную карточку и в маршрутке проводят ее через терминал. Карточка может быть рассчитана на определенное количество поездок или ограничена по времени (например, как проездной в трамваях, который считается действительным только в течение месяца).
В мэрии сразу же замечают: установка в маршрутках так называемых валидаторов и выпуск спецкарточек – вопрос не самого скорого будущего. Да и как именно воплотить эту идею в жизнь, пока не совсем ясно.
Обещание №4 Большие и безопасные Большинство маршруток-микроавтобусов («Спринтеры» и подобные модели), которые возят народ в нашем городе, — транспорт изначально грузовой, который переоборудован под пассажирский. Это один из факторов высокого травматизма во время аварий. А еще — так хочется надавить на педаль газа и обогнать конкурента, такого же маршрутчика, если ты сидишь за рулем юркого микроавтобуса!
Первым шагом к безопасности стала покупка в прошлом году 16 автобусов большой вместимости. Сейчас они возят запорожцев по маршрутам №96 и №58. — Безопасный транспорт — это очень хорошо. Но не стоит забывать еще и об условиях в салоне. Эти автобусы рассчитаны на работу с кондиционером, а наши водители их не включают. В итоге в жаркую погоду автобус нагревается, как консервная банка, и при этом никакого сквозняка в салоне нет! — возмущается жительница улицы Гудыменко Елена. — А ведь для сердечников такая поездка может обернуться серьезными последствиями для здоровья.
Обещание №5 Спецполоса для автобусов Разметка, запрещающая заезд частного транспорта на правую полосу движения, уже есть на дамбе и на плотине. Эта же разметка не дает выезжать со спецполосы маршруткам и троллейбусам. Нет никаких обгонов, а значит, дорога становится безопаснее. Но здесь городские власти столкнулись с проблемой. Оказалось, что далеко не везде можно нанести такие ограничения.
Взять хотя бы проезжую часть в районе универмага «Украина» – здесь правую полосу водители используют как парковку. И таких примеров много, так что на этом разделение полос между маршруточниками и частным транспортом пока застопорилось.
КОМПЕТЕНТНО Начальник городского управления транспорта и связи Юрии Дроздов: — Я считаю, что нам уже удалось добиться хороших результатов, но этого пока еще не достаточно для того, чтобы запорожский общественный транспорт был безопасным.
Словом, работы у нас много, и скорость внедрения необходимых новшеств ниже, чем хотелось бы. Если бы мы не были так ограничены в средствах, нам бы не пришлось изыскивать альтернативные источники финансирования проектов, договариваться с переводчиками. Но, как говорится, имеем то, что имеем.
Сейчас мы ждем ответа от министерства по поводу нашей заявки на кредит, за средства которого мы планируем купить 60 больших автобусов. Мэр недавно беседовал по этому поводу с Киевом, и определенное понимание наших проблем есть. Будем ждать и надеяться.